г. Уфа, ул. Пугачева, 300
т.: +7 917-485-17-31
mail@kuznica.com Заказать звонок
Кузнечный инструмент и оборудование
07.12.2008
  • 173
  • 174
  • 174_2
  • 174_3
  • 175

Кузнечный инструмент и оборудование

Оборудование мастерской художественной ковки в основном не отличается от оборудования обычной кузницы. Основными устройствами здесь являются горн и наковальня.

К горну (рис. 1) должен быть доступ с трех сторон, что необходимо особенно при изготовлении крупных изделий, при их укладке и выносе после нагрева. Это основное кузнечное устройство должно быть оборудовано хорошей вытяжкой. Очень удобен для этой цели вспомогательный дымосос для отсоса продуктов горения. При разведении огня, особенно в летние месяцы, следует достаточно долго, дольше чем в обычной дымовой трубе, поддерживать так называемую тягу для того, чтобы мастерская не была задымлена. Для этих случаев необходим вспомогательный вентилятор.

173

Рис. 1. Кузнечный горн
Рис. 2. Схема установки наковальни

Наковальня — второе основное устройство мастерской художественной ковки — должна быть хорошо закреплена либо на жестком чурбане либо на деревянной подушке, установленной в железной бочке, заполненной песком или глиной (рис. 2). Основание в обоих случаях должно быть заглублено в землю, чтобы наковальня при ударах не шаталась. Для укрепления наковальни на подушке достаточен снизу центральный шип, так как наковальня может лишь за счет силы тяжести прочно сидеть на подушке. Для глушения шума можно между наковальней и подушкой уложить прокладку из твердой резины толщиной приблизительно 1 см. Если же наковальня под молотом «прыгает», то это значит, что поверхность подушки неровная и ее следует выровнять.

Третьей основной составляющей кузнечной оснастки является ручник массой 1—2,5 кг в зависимости от физических данных кузнеца. Рукоятка ручника должна иметь длину не более 35 см. Для более крупных работ предназначена кувалда подручного (молотобойца) массой 3—10 кг с рукоятью длиной 60—80 см в зависимости от массы кувалды. Во время работы кувалду держат двумя руками. Траектория, которую описывает при ковке ручник или кувалда, должна быть не прямой, а закругленной. Для держания нагретого материала служат клещи. Основной набор клещей для полосового и круглого материала (рис. 3—6) выпускается серийно, клещи для специальных работ кузнец делает себе сам.

Рис. 3. Кузнечные клещи для нагретого металла с круглыми губками
Рис. 4. Кузнечные клещи для нагретого металла с прямоугольными губками.
Рис. 5. Кузнечные клещи «волчья пасть»
Рис. 6. Кузнечные клещи для нагретого металла — плоские

Кроме ручников, кувалд и клещей для художественной ковки требуются также зубила, скругленные молотки для протяжки (рис. 7), бородки (рис. 8—10), подбойки для высадки и гладилки (рис. 11, 12).

Рис. 7. Молоток для протяжки, скругленный
Рис.
8—10. Бородки
Рис. 11. Подбойка для ковки уступов
Рис. 12. Гладилка

Зубила делают двух типов: с тонким лезвием для горячей рубки, с более толстым для рубки холодного металла. Лезвия зубил для большей сохранности следует перед рубкой протирать тряпкой, смоченной в масле. В этом случае лезвие при ударе кувалдой не схватится с металлом, в то время как сухое лезвие обычно схватывается с металлом настолько крепко, что может выкрошиться. Все перечисленные виды инструмента делают двусторонними: верхняя часть более длинная и незакаленная, нижняя — короче и закалена. В крупных мастерских может быть установлен механический молот, так как он облегчает работу. Рессорно-пружинный молот, показанный на рис. 13, вполне достаточен для нужд художественной ковки.

174_3

Рис. 13. Рессорно-пружинный молот фирмы «Аякс»

В больших кузницах иногда устанавливают пневматические молоты, а в случае необходимости больших усилий — молоты фрикционные. Впрочем, для художественной ковки это оборудование обычно не используют.

Этот основной набор инструмента дополняют различные оправки (рис. 14—16), пробойные плиты (кузнечные пробойницы, рис. 17), подсечки (рис. 18), наконечники (рис. 19) и обжимки (рис. 20—22). Этот инструмент кузнец-художник делает сам в зависимости от потребности. Не следует допускать отсутствия также шпераков, которых имеется несколько видов (рис. 23—26), все они могут пригодиться. Очень полезной может оказаться правильная плита, поверхность которой, а также как минимум две соседних грани должны быть простроганы и образовывать между собой прямой угол. В мастерской должны быть также формовальная плита (форма) и гвоздильная (рис. 27, 28).

175

Рис. 14. Острогранная оправка
Рис. 15. Оправка со скругленными ребрами
Рис. 16. Скругленная оправка
Рис. 17. Пробойная плита
Рис. 18. Подсечка
Рис. 19. Наконечник
Рис. 20, 21. Обжимки верхние
Рис. 22. Обжимка нижняя
Рис. 23. Подбойник для заклепок
Рис. 24. Шперак для гибки
Рис. 25. Шперак
Рис. 26. Шперак для засечек
Рис. 27. Формовочная плита
Рис. 28. Гвоздильня

Эти плиты укладывают в башмак, изготовленный из фасонного стального проката, или в деревянную подставку. Плиты в башмаке или подставке должны плотно сидеть, так как они обычно литые и под ударами кувалды могут треснуть. Рукоятки ручников, кувалд и другого инструмента для художественной ковки должны быть высокого качества во избежание возможных травм. Рукоятки должны быть изготовлены из доброкачественного дерева, лучше всего из граба или американского орехового дерева. Иногда рекомендуют для рукояток белую акацию, но после сушки она становится очень твердой и поэтому хрупкой.

Для холодной обработки кузнец-художник должен иметь еще многие дополнительные инструменты. К ним относятся, например, инструменты для рифления (накатники), зернения, разгонки, а также различные инструменты для чеканки, в том числе чеканы (рис. 29—51).

176

Рис. 29—32. Чеканы односторонние
Рис.
33—41. Чеканы двусторонние
Рис. 42. Гладилка
Рис. 43. Чекан односторонний натяжной
Рис. 44. Чекан для насечки
Рис. 45. Чекан для насечки
Рис. 46, 47. Чеканы для складок
Рис. 48. Чекан бортовой
Рис. 49. Чекан для складок
Рис. 50. Пестик выпуклый
Рис. 51. Пестик плоский

Их назначение описано в соответствующих разделах. Для тонких отделочных работ необходимо иметь комплекты различных напильников, шаберов, резцов и чеканочных штампов. В мастерской художественной ковки желательно иметь также все современные станки, облегчающие работу. Так как иногда отверстие в изделии быстрее просверлить, чем прошить, мастерская должна быть оборудована вертикально-сверлильным станком. Рычажные ножницы, которыми можно резать даже материал большой толщины, нужны в работе. Классическую горячую сварку используют в настоящее время очень редко. Поэтому в мастерской необходима установка для газовой сварки. Не помешает и электросварочный аппарат. Изделие художественной ковки должно быть искусно обработано, в нем должен всегда проявляться высокий уровень мастерства. Однако это не значит, что кузнец-художник должен придерживаться лишь приемов работы, перенятых у старых мастеров художественной ковки, и опиливать, например, сварной шов вручную напильником, а не использовать для этой цели высокооборотную бормашину, применение которой ускоряет работу в 20 раз. Мастерская художественной ковки должна быть оборудована не только полным набором традиционных инструментов, но и полным набором современных инструментов и станков, которые облегчают эту трудоемкую работу.

Leave a Comment

(required)

(required)


(required)

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>